alpamare (alpamare) wrote in ru_middle_ages,
alpamare
alpamare
ru_middle_ages

Category:

13 ноября - музыка из швейцарских манускриптов XII-XIV вв. в Москве

 13 ноября - музыка из швейцарских манускриптов XII-XIV вв. в Москве


13 ноября в Культурном центре на Пречистенке (Москва, ул. Пречистенка, 32) состоится концерт
Ensemble Labyrinthus
с программой
Carmina Helvetica
(Швейцарские кондукты и рондели XII-XIV вв).

Начало в 19-30

В составе ансамбля:
Данил Рябчиков (цитоль)
Мария Голубева (виела, ребек)
Мария Батова (голос)
Полина Терентьева (голос, колесная лира)
Анна Миклашевич (голос)
Евгений Скурат (голос)

CARMINA HELVETICA. Швейцарские кондукты и рондели XII-XIV веков

Рондель – это церковный или внецерковный танец с духовным текстом. В Средние века церковные танцы были широко распространены в Европе и вызывали неоднозначную реакцию. Часто их пытались искоренить, но обычай церковного танца оказался столь живуч, что отдельные его элементы можно встретить и поныне. В XIII веке этот жанр переживал свой расцвет – манускрипты этого времени сохранили большое число танцев, принадлежащих, прежде всего, перу авторов парижской школы Нотр-Дам. Текстуально связанные чаще всего с Рождеством Христовым или Пасхой, музыкально эти произведения довольно далеки от хорала и органума и ближе стоят к менестрельской и даже народной традиции. Иоанн де Грокейо – парижский теоретик конца XIII века - назвал эти танцы ронделями и сказал, что они обычно поются юношами или девушками на празднествах.

С эстетикой праздника связан и другой жанр школы Нотр-Дам – многоголосный кондукт, несколько более утонченный в отличие от «простонародного» ронделя. Кондукт - это многоголосная (чаще 2-3 голосная) и одноголосная латиноязычная песня XII-XIV веков. Расцвет этого жанра связан с парижской школой Нотр-Дам (ок.1170- ок.1240). Среди известных авторов кондуктов - Перотин, Вальтер Шатильонский, Филипп Канцлер, Петр Блуаский.

В швейцарских манускриптах сохранилось несколько десятков кондуктов. Часть из них – известные парижские произведения, известные по многим рукописям. У части – несколько иной текст или изменена музыка (как, иной второй голос в Sol sub nube latuit Вальтера Шатильонского). Но примерно треть кондуктов – уникальна и не содержится нигде, помимо Швейцарии.

Большая часть из этой последней трети записана в XIV веке, то есть столетием позже основного корпуса кондуктов. Тогда, когда больше нигде кондукты уже не писали. Новая музыка занимала умы и чувства музыкантов и слушателей. Но в швейцарских произведениях это новое было переплетено со старым, новое искусство – Ars Nova- со старым – с Ars Antiqua, в особый причудливый орнамент. Орнамент, не похожий в целом ни на одну из своих составляющих. Эдакое «бабье лето» - и не лето, и не осень, а что-то особенное, со своим очарованием. Как и швейцарские рондели и кондукты.

На концерте эти произведения прозвучать как а-капелла, так и в обрамлении инструментов того времени: цитоли, виелы, ребека и колесной лиры.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments