Николай Эйхвальд (fon_eichwald) wrote in ru_middle_ages,
Николай Эйхвальд
fon_eichwald
ru_middle_ages

Categories:

О постной кухне и физических наказаниях

Оригинал взят у fon_eichwald в О постной кухне и физических наказаниях
"Пан учитель, а правда... правда, что Болеслав Храбрый приказал выбивать зубы всем, кто не станет поститься?"

Учитель посмотрел на спросившего с мягким укором и, вздохнув, сказал: "Это всё, что ты помнишь о первых Пястах, мой мальчик?"

"Средство от Алкивиада" Эдмунда Низюрского. Я любил эту книжку в детстве и очень заинтересовался польской историей благодаря ей. Только сам не знал до недавнего времени: приказал выбивать или нет? Теперь, наконец, всё прояснилось. Титмар Мерзебургский ответил на вопрос:


"В государстве Болеслава есть много различных обычаев, хоть и свирепых, но иногда достойных похвалы. Весь тот народ следует пасти по примеру быка, а наказывать, как упрямого осла; без суровых наказаний им нельзя править ко благу правителя. Если кто-нибудь отважится там, пользуясь чужими жёнами, чинить распутство, он тотчас же ощущает суровость последующего наказания. Его приводят на торговый мост, прибивают там гвоздём за мошонку с яичками и, положив рядом с ним острый нож, предоставляют страшный выбор - или умереть,. или избавиться от них. Всякого, о ком узнают, что он в 70-дневный пост ел мясо, тяжко наказывают, вырывая зубы. Ведь закон Божий, недавно появившись в тех краях, лучше укрепляется такой властью, чем постом, назначенным епископом. Есть там также обычаи, ещё более худшие, чем эти, которые не угодны ни Богу, ни людям и используются только для устрашения. Но полагаю, что не следует долее говорить о том, чьё имя и образ жизни, если бы захотел всемогущий Бог, лучше остались бы для нас неизвестны...".

Значит, привычку к посту польские власти насаждали всеми доступными способами. Кстати, был в этом не только религиозный смысл: христианизация Европы способствовала сглаживанию кулинарных различий между разными регионами. В середине первого тысячелетия чётко выделялись две культуры питания: средиземноморская, предполагавшая в первую очередь растительную пищу и вино, и северная - с мясом и пивом. Роля мяса на юге была увеличена благодаря варварским нашествиям (ну и уменьшению населения, конечно), а христианство заставило Север искать замену мясу примерно каждый третий день в году, сеять пшеницу и заводить виноградники. Вино и белый хлеб незаменимы при отправлении христианского культа. Если выращивать виноград не получалось из-за климата, приходилось завозить вино из более благодатных мест. В девятом веке Ахенский собор оговорил все детали для священнослужителей:

"Пусть получают каждый день по пять фунтов вина, если оно в тех землях производится; если его производится мало, пусть получают по три фунта вина и по три пива; если вообще не производится, пусть получают по одному фунту вина и по пять фунтов пива". Значит, без вина всё-таки не обойтись.

Кстати, Карл Великий ввёл в Саксонии смертную казнь за нарушение поста. Поляки ещё легко отделались... Остаётся открытым вопрос количества: сколько зубов вырывали за одно нарушение? Надеюсь, что не все.

А супружеские измены, конечно, не искоренить с помощью гвоздей. В этом я уверен.

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments