?

Log in

No account? Create an account

Средневековье и окрестности


Previous Entry Share Next Entry
К вопросу о Дракуле
2015
alwdis wrote in ru_middle_ages
В большой тред _научных_ статей по Владу Цепешу, он же Дракула, добавили отличную статью Асмолова, он же Макавити :-)

Впрочем, если б не было мифологически-фольклорных указаний на вампиризм Цепеша, все равно было бы правомерно соотнести имя Дракулы с легендами об упырях. У румын существует поверье: православный, отрекшийся от своей веры (чаще всего принявший католичество), непременно становится вампиром, переход же в католичество Влада III, некогда грабившего католические монастыри, безусловно, стал весьма впечатляющим событием для его подданных-единоверцев. Вполне вероятно, возникновение этого верования обусловлено механизмом своеобразной "компенсации": переходя в католичество, православный, хотя и сохранял право на причащение Телом Христовым, отказывался от причастия Кровью, поскольку у католиков двойное причастие - привилегия клира.

оная статья


  • 1
"переходя в католичество, православный, хотя и сохранял право на причащение Телом Христовым, отказывался от причастия Кровью"

Это, мягко говоря, не так.

Моя пара комментов...

Дракон – элемент
орденской символики – изображаеиый даже на монетах.
(http://www.slovnik.org/ru/history/gerb/img/8_dracirad2.gif)
Влад III участвовал в походах против гуситов, и его знамя с изображением головы
дракона развевалось над рядами крестоносцев, шедших в бой против чешского
ополчения, символом которого было белое знамя с изображением красной чаши.
Что за чаша украшала гуситские знамена? Напомню: главным
идеологическим лозунгом их движения было требование "причащения кровью".
Понятно, что речь шла не о настоящей человеческой крови, но о евхаристии –
церковном причастии, при котором хлеб символизирует плоть Христову, а вино
– его кровь. В католической церкви существовала своего рода "религиозная
дискриминация" – причащению "под двумя видами, то есть, и вином, и хлебом
удостаивались только священнослужители; мирянам же приходилось
довольствоваться причастием только хлебом...
Именно гуситы воевали со всем католическим рыцарством, отстаивая
"право Чаши" (т. е. право причащаться Кровью Христовой, будучи
католиками-мирянами), за что их и прозвали "чашниками". Борьбу с
"чашниками" возглавлял сам император Сигизмунд Люксембург, и как раз тогда,
когда отец Дракулы стал "рыцарем Дракона", главным противником Ордена были
не турки, а мятежники-гуситы.

Re: Моя пара комментов...

Спасибо. ДОбавила в подборку :-)

А какъ въ оригиналѣ пишется "Цепеш(ъ)"?

Ţepeş.

С другой стороны, в то время по-румынски писали кириллицей.

Представим себе теперь, рядовых участников антигуситских походов, а
тем более – темных крестьян, подданых Влада III. До того ли им было, чтобы
вникать в мистическую суть церковных обрядов и реформистских требований? К
тому же, враги чешских мятежников, получившие чувствительные поражения, как
это обычно бывает, активно распространяли о них всяческие небылицы – в том
числе, о черной магии, о ритуальном каннибальстве "поклонников сатаны" и о
ритуальном же использовании человеческой крови. Так что в их глазах полная
крови чаша на гордо реявшем знамени воинов Яна Жижки превращала противников
предводителя ордена Дракона в самых что ни на есть колдунов-вампиров! Тем
более, что собственно подданные правителя Валахии, вообще не были
католиками (это, как мы увидим, сыграет значительную роль в фольклорном
образе его сына), и теологические тонкости конфликта, раздиравшего
католическую, были им малоинтересны и, возможно, непонятны.
История с чашей – символом гуситов, отчасти связана с появлением
образа вампира на Балканах. Именно здесь, в этом же регионе в свое время
получил наибольшее распространение культ умирающего и воскресающего
азиатского бога Диониса. Дионис – бог виноделия, бог вина, всегда
рассматривавшегося мифопоэтическим сознанием как кровь. В христианстве это
представление дожило до наших дней в таинстве евхаристии. Дионис –
хтоническое божество, тесно связанное не только с весенним оживлением
природы, но и с типично хтоническим оргиастическим буйством, со смертью и
подземным миром Дионис – прообраз более поздних балканских вампиров,
мифологический, религиозный прототип фольклорно-поэтического персонажа. А в
качестве животного-спутника Диониса хтонического обычно выступал волк.


Образ волка

Волки-оборотни (чаще всего – черные) часто встречаются в сказках и
легендах балканских народов, и корни этого образа уходят в языческие
времена, в культы хтонических божеств, повелителей подземного мира, мира
смерти. Образ волка-оборотня, очевидно, сложился под влиянием описанного
Вячеславом Ивановым в книге "Дионисийская религия" культа "людей-волков",
распространенном в древней Фракии. Согласно ему, жрецы подземных богов
(видимо, в том числе и пра-Диониса) практиковали во время оргий ритуальное
каннибализм: обряженные в волчьи шкуры они преследовали и пожирали
"людей-оленей". Считалось, что после подобной мистерии жрецы становились
настоящими волками. Вернуться в человеческое общество они могли лишь в том
случае, если в течение девяти лет более не притрагивались к человеческому
мясу. Эти "Черные Волки", волки-оборотни, людоеды – и одновременно слуги
подземных богов и сами боги, вестники мира смерти, были характерны на
севере Балканского полуострова, то есть именно там, где впоследствии
развиваются сказания о вампирах. Кстати, нередко геральдический дракон
имеет как раз волчью голову.
Волк сопровождает как Диониса – Великого Ловчего – так и Аполлона
хтонического, к тому же, имеющего обыкновение самостоятельно превращаться в
волка. Волк и вампир – ипостаси данного существа, отражение его
хтонической, подземной природы. Хтоническая природа выражается также в
связи с растительным миром. И одновременно этот
волк-оборотень-вампир-Дионис является еще и культурным героем, одаряющим
человечество... дурманом. Будь то вино, опий и прочие наркосодержащие
вещества. Почему именно так? Видимо, потому что, будучи владыкой или, во
всяком случае, посланцем Мира Смерти, он повелевает снами и видениями. Ведь
сон как состояние, близкое к смерти, фигурирует во в сех мифологических
системах – Гипнос и Танатос у греков родные братья.

И под конец...

Можно упомянуть и такое божество древней Фракии, как Салмоксис (или
же Гебелейзис). О нем пишет в своей «Истории» Геродот, указывая, что жертву
ему приносили (или же, как это называли сами фракийцы – геты, «посылали
вестника к Салмоксису»), бросая человека на поднятые копья. Копье – вполне
очевидный предшественник кола. Аналогия очевидна.
Таким образом, некоторые черты «вампира» имеют достаточно древнее
происхождение и напрямую связаны с дохристианскими верованиями и обрядами
этого региона.
Прозвище "Дракул" означает по-румынски не только "дракон", но и
"дьявол". Излагая "эмблематическую" версию происхождения прозвища Влада
III, даже ее сторонники оговариваются: возможно, современники понимали
прозвище господарей буквально. Смысл орденской символики государь не
разъяснял, зато изображение дракона вызывало у многих вполне определенные
ассоциации, ведь одним из наиболее популярных образов Дьявола в
средневековье был змей или дракон.
P.S.А можно про пресловутых молдавских сатанистов поподробнее? Лет несколько материалы по данным деятелям собираю, а вот подобного не видывал...

  • 1