Category: история

Category was added automatically. Read all entries about "история".

Вышка_светит

О средневековых именах

...
Еще большее значение придавали имянаречению детей в Средние века. Имени, выполнявшему тогда сразу несколько функций, отводилась важная роль. Имя, по средневековым представлениям, -- это прежде всего знак судьбы ребенка. Средневековое имя -- еще и важный социальный знак, определявший статус человека. Пока не было фамилий, оно в какой-то мере брало на себя выполнение их функций, отмечая принадлежность имяносителя к определенному этносу, социальному слою, роду и семье. В развитых обществах имя -- это в основном только «этикетка», лишенная особого значения и служащая главным образом лишь для идентификации человека. Остальные функции имени приглушены, сохраняются лишь их отголоски. В традиционных же обществах, к которому, несомненно, принадлежит и средневековое, имя собственное представляет собой своеобразный «паспорт» индивида, содержащий в себе информацию о его происхождении, предназначении и внутренней сущности. С именем были связаны различные верования. Имени придавались магические сила и свойства. Верили в возможность через него влиять на судьбу и даже саму жизнь ребенка[2]....

Павел Габдрахманов. Какими именами нарекали детей в Средние века: случай Фландрии. Неприкосновенный запас №2/2008
Полностью - здесь: http://magazines.russ.ru/nz/2008/2/ga20.html

Феодальная рутина: Гремислава и Конрад

Оригинал взят у fon_eichwald в Феодальная рутина: Гремислава и Конрад
В истории каждой уважающей себя европейской страны (а Польша к числу таких стран, конечно, относится) есть период, лишённый какого-либо очевидного смысла. Никаких крупных событий, никаких видных фигур - только мелкая и малоприятная возня каких-то князьков, которые своих великих предков недостойны, а своим великим потомкам, кажется, так ничем и не помогли. В Польше такая эпоха наступила в 1139 году, когда умер Болеслав Кривоустый, а своего апогея достигла в первой половине 13-го века - в последние десятилетия перед появлением нового и страшного врага. Монголов.

Матейко писал картины и об этой эпохе, находя метафизический смысл в событиях, когда это было возможно. Такой смысл вложен в картину о младшем сыне Кривоустого - Казимире Справедливом, но не достался картине, изображающей, как убили - подло, в спину - сына Казимира, Лешко Белого. Сын Лешка Болеслав Стыдливый стал одним из героев вот этого живописного полотна, к сожалению, погибшего:
Collapse )

Как мирились Болеслав со Збигневом

Оригинал взят у fon_eichwald в Как мирились Болеслав со Збигневом
Двое единокровных братьев, долго делившие между собой власть над Польшей, стали героями двух картин Матейко. Одна из них (о переселении евреев, где братья живут в мире - http://fon-eichwald.livejournal.com/105182.html) сохранилась до наших дней, другая, где братья воюют друг с другом, погибла.

Collapse )
Революція гідності

Из "Оплота ереси" - диалектика ереси и инквизиции

АНН БРЕНОН

ЕРЕСИ И ИНКВИЗИЦИЯ: ИНФЕРНАЛЬНАЯ ДИАЛЕКТИКА


Как появилось в Средние века слово «ересь»? Эволюционировало ли его значение в течение столетий? Панорама главных движений, которые преследовала Инквизиция.

1.jpg

Иннокентий III сжигает еретиков. Из «Сокровища историй», украшенной Мастером Бусико, 1416 год? Париж, Национальная Библиотека, Ars. Ms. 5077 f 360 v.

Collapse )


кровь и почва

Ожившая Византия

Оригинал взят у maximus101 в Ожившая Византия
Иллюстрации с сайта замечательного французского художника - Antoine Helbert, он известен многими своими реконструкциями Константинополя. Некоторые его работы я выложил в этот пост, все изображения имеют большие размеры и кликабельны.

Императрица Феодора.



Collapse )

Тбилиси - исторический центр города

Продолжаем нашу прогулку по славному городу Тбилиси. Раньше мы осмотрели главную цитадель города - Нарикала, теперь пройдемся по другим тбилисским твердыням, ибо Тбилиси - город крепостей, именно так он задумывался своими создателями персами в первых веках н.э. И опять окунемся в его тревожную историю, ибо история Тбилиси - это история штурмов и осад, и твердости духа его защитников.

Настоящим символом города считается Успенская церковь в Метехи, возведенная в 13 веке. К сожалению, она вся стояла в лесах. Но история будет не про этот древний храм, а про ту скалу, на которой она стоит. Ведь раньше здесь располагалась обширная крепость и дворец, где жили правители Тбилиси. Назывался этот район по разному - Согдебиль, Исани, Авлабар, Метехи. Эта крепость веками конкурировала с главной цитаделью - Нарикалой, и до сих пор нет четкого мнения, какая из них была важнее для города...



Collapse )

О первом польском магнате

Оригинал взят у fon_eichwald в О первом польском магнате
Говорят, будто один шутейный разговор привёл самого могущественного человека в Польше и едва ли не первого персонажа польской истории, не принадлежавшего ни к династии Пястов, ни к церковной иерархии, к примерно вот такому печальному концу:

800px-Peter_Wlast_wird_geblendet

Collapse )

Крещение Литвы

Оригинал взят у fon_eichwald в Крещение Литвы
Так вышло, что крещение Литвы - одно из главных событий в истории Польши. Если исходить из идеи о наличии у поляков великой исторической миссии - расширения на восток границ католического мира в частности и Европы в целом, - то нужно констатировать, что в 1380-х годах поляки добились одного из главных своих успехов.

Ян Матейко в своём цикле картин об истории польской цивилизации не мог пройти мимо такого события. Есть у него картина "Повторное завоевание Руси", имеющая в виду предыдущий шаг - начало освоения поляками земель бывшего Галицкого княжества; "Крещение Литвы" изображает первичную христианизацию элиты Великого княжества Литовского, начавшей таким образом ещё и ополячиваться; наконец, "Люблинская уния" заканчивает этот условный мини-цикл, показывая, как огромные территории на юго-востоке стали частью Польского королевства - без особого сопротивления местных элит, успевших за предыдущие 180 лет проникнуться симпатией к польской культуре и польским порядкам.

Chrzest_Litwy_1387_Matejko

Collapse )