Category: музыка

Category was added automatically. Read all entries about "музыка".

buch

13 ноября - музыка из швейцарских манускриптов XII-XIV вв. в Москве

 13 ноября - музыка из швейцарских манускриптов XII-XIV вв. в Москве


13 ноября в Культурном центре на Пречистенке (Москва, ул. Пречистенка, 32) состоится концерт
Ensemble Labyrinthus
с программой
Carmina Helvetica
(Швейцарские кондукты и рондели XII-XIV вв).

Начало в 19-30

В составе ансамбля:
Данил Рябчиков (цитоль)
Мария Голубева (виела, ребек)
Мария Батова (голос)
Полина Терентьева (голос, колесная лира)
Анна Миклашевич (голос)
Евгений Скурат (голос)

CARMINA HELVETICA. Швейцарские кондукты и рондели XII-XIV веков

Рондель – это церковный или внецерковный танец с духовным текстом. В Средние века церковные танцы были широко распространены в Европе и вызывали неоднозначную реакцию. Часто их пытались искоренить, но обычай церковного танца оказался столь живуч, что отдельные его элементы можно встретить и поныне. В XIII веке этот жанр переживал свой расцвет – манускрипты этого времени сохранили большое число танцев, принадлежащих, прежде всего, перу авторов парижской школы Нотр-Дам. Текстуально связанные чаще всего с Рождеством Христовым или Пасхой, музыкально эти произведения довольно далеки от хорала и органума и ближе стоят к менестрельской и даже народной традиции. Иоанн де Грокейо – парижский теоретик конца XIII века - назвал эти танцы ронделями и сказал, что они обычно поются юношами или девушками на празднествах.

С эстетикой праздника связан и другой жанр школы Нотр-Дам – многоголосный кондукт, несколько более утонченный в отличие от «простонародного» ронделя. Кондукт - это многоголосная (чаще 2-3 голосная) и одноголосная латиноязычная песня XII-XIV веков. Расцвет этого жанра связан с парижской школой Нотр-Дам (ок.1170- ок.1240). Среди известных авторов кондуктов - Перотин, Вальтер Шатильонский, Филипп Канцлер, Петр Блуаский.

В швейцарских манускриптах сохранилось несколько десятков кондуктов. Часть из них – известные парижские произведения, известные по многим рукописям. У части – несколько иной текст или изменена музыка (как, иной второй голос в Sol sub nube latuit Вальтера Шатильонского). Но примерно треть кондуктов – уникальна и не содержится нигде, помимо Швейцарии.

Большая часть из этой последней трети записана в XIV веке, то есть столетием позже основного корпуса кондуктов. Тогда, когда больше нигде кондукты уже не писали. Новая музыка занимала умы и чувства музыкантов и слушателей. Но в швейцарских произведениях это новое было переплетено со старым, новое искусство – Ars Nova- со старым – с Ars Antiqua, в особый причудливый орнамент. Орнамент, не похожий в целом ни на одну из своих составляющих. Эдакое «бабье лето» - и не лето, и не осень, а что-то особенное, со своим очарованием. Как и швейцарские рондели и кондукты.

На концерте эти произведения прозвучать как а-капелла, так и в обрамлении инструментов того времени: цитоли, виелы, ребека и колесной лиры.
lo

Ансамбль старинной музыки Avis Dei 12 декабря Тургеневская Библиотека:

Зимняя сказка - музыкальное повествование о Корольке, Орле, Принце и Зиме, рассказанное в традициях средневекового театра.

На концерте можно будет приобрести новый диск

varing
  • varing

Музыка рюгенского князя Витслава III

Последний рюгенский князь Витслав III (ум. в 1325 году) остался в истории как известный сочинитель музыки и миннезингер. Тексты его песен и нотные записи мелодий сохранились в Йенском песеннике, который находится в настоящее время в Тюрингской университетской и земельной библиотеке (Signatur: Ms. El. f. 101) и относится к первой трети XIV века. На основе этих записей Музыкальный театр «Dingo» исполнил старые песни Витслава, которые были представлены публике в 2003 году на острове Рюген и вскоре вышли на CD. Музыка была воспроизведена вполне аутентично, но тексты исполнены в немецком переводе, хотя сам Витслав пел на «вандальском языке». 

Подробнее
2015
  • alwdis

Гуннар в змеином рву

Моя статья. Опубликована в материалах конференции "Б.А. Алборов и проблемы кавказоведения"(Владикавказ, 2006).

В героических песнях “Старшей Эдды” есть эпизод, который многие века приводит читателей в священный трепет и многие годы затрудняет исследователей. Это сцена казни Гуннара. Страшен не сам факт казни – страшны необъяснимые, из песни в песнь повторяющиеся детали это умерщвления.
Связанного Гуннара живьем опускают в ров со змеями, вместе с конунгом кладут и его арфу, и вождь играет на ней пальцами ног – ведь его руки связаны. Погибает он от укуса змеи в печень.
...
Исходя из того, что цель героя – не победа, а смерть со славой, становится ясно, отчего Гуннар не сопротивляется нападению, отчего, умирая, играет на арфе – Гуревич называет это участием в ритуале собственного заклания. И всё же главный вопрос – откуда взялся такой способ казни – остается открытым. Ответ на него обнаруживается в нартских сказаниях осетин.
...
Таким образом, сопоставительный анализ сюжетов дает несколько неожиданный результат: и казнь Гуннара, и закалка Батрадза оказываются периферийными реализациями мотива “герой в заточении, спасающийся благодаря музыке”. Сказание о Батрадзе – единственный инициатический миф среди выявленных сюжетов, Гуннар – единственный погибающий герой. Этих двух героев отличает от Джангра, Алпамыша, Лионго, Гесэра одна особенность, важнейшая: они не хотят быть спасенными из рва/горнила, в котором находятся. В исландском и осетинском сказании игра на музыкальном инструменте утрачивает свою мифологическую функцию, оставаясь в одном случае – символом мужества героя, а в другом – почти бытовой деталью (Батрадз просит дать ему фандыр, чтобы не было скучно).

Гуннар в змеином рву: исландско-осетинская параллель
bow
  • asta

Одежда и имена менестрелей

Отрывок из книги М.А.Сапонова «Менестрели»:

Задолго до появления артистических корпораций менестрели были обособлены стихийно, неосознанно, самим своим образом жизни и даже своим внешним обликом — всегда разительно выделявшимся, — то шокировавшим, то смешащим, вызывающим то презрение, то восторг от предвкушения зрелища. Главное в том, что такая внешность была безошибочным социальным «удостоверением» в обществе, где каждую группу можно было распознать по одежде либо по ее характерной детали. О всеобщей жонглерской униформе, правда, говорить не приходится. «Судя по изобразительным материалам, раз ношерстная жонглерская братия не знала единых костюмов, подобных специальному костюму шутов. Одевались по моде времени и в зависимости от достатка: от нищенского рубища до нарядного платья придворных менестрелей. Придворные жонглеры в XIII—XIV вв. музицировали в двуцветных «гербовых одеждах» с узорами из диагональных и поперечных полос или в «шахматную клетку». Единого образца облачения не было, но существовал жонглерский стиль — всегда альтернативный по отношению к одежде прочих групп населения, часто вызывающе кричащий, предупреждающий об отчужденном статусе носителя подобно тому, как в природе опознавательная окраска особи оповещает о ее ядовитости.



Ирландский музыкант, Topographia Hibernica (13 в.)

Collapse )