Category: общество

Category was added automatically. Read all entries about "общество".

Кот Бегемот
  • sverc

Галицко-Волынская Русь

Майоров А.В. Галицко-Волынская Русь: Очерки социально-политических отношений в домонгольский период. Князь, бояре и городская община (СПб., 2001).

В монографии на основе широкого круга русских и иностранных источников рассматривается социально-политическая история Галицко-Волынской Руси XI - XIII вв. Изучаются процессы формирования городских общин Галичины и Волыни, их борьба за независимость от Киева, особенности политического развития, межобщинные противоречия и конфликты. Значительное внимание уделяется социально-политической роли бояр, раскрывающейся во взаимоотношениях с княжеской властью и рядовыми гражданами, формированию и деятельности боярской думы, ее месту в системе государственных институтов. Анализируются внешнеполитические связи Юго-Западной Руси, прежде всего, отношения с Польшей и Венгрией, роль внешнеполитических факторов в развитии региона. Поднимается проблема влияния норм традиционного сознания, религиозно-мифологических стереотипов мышления и поведения, проявляющихся в политической практике общины.
Dia de Muertos

suspensio

Уважаемые участники общества,
возник вопрос из области средневековой архитектурной терминологии и общего словоупотребления. У Поллиона Витрувия "suspensio" упоминается в значении "A floor supported by vaulting" (Oxford Latin Dictionary). Могло ли это слово употребляться в средние века применительно к своду, в частности нервюрному?
  • aka91

Сравнение генезиса феодализма в Англии и Франции.

Добрый день! Я пишу курсовую работу на тему "Сравнение генезиса феодализма в Англии и Франции в VI-XI вв. ". Средневековье мне очень интересно, но больше всего я люблю  раннее средневековье и феодальные отношения. 

По Франции есть "Салическая правда". Еще я смотрела такие  книги,  Б. Ф. Поршнев - "Феодализм и народные массы", А.Я. Гуревич -  "Избранные труды", "История Европы" том 2, Г.М. Данилова - "Возникновение феодальных отношений у франков", М. Блок -  "Феодальное общество". Я знаю, что по этой теме очень много книг, у меня есть даже огромный список, но меня интерисуют современные точки зрения как отечественных специалистов, так и иностранных. Большенство наших книг пропитано духом марксизма, особенно "в нашем классовом обществе..." и т.д.

Посоветуйте мне пожалуйста книги и источники, которые смогут помочь мне обозначить саму проблему феодализма в Англии и Франции?  
Варяг

Фестиваль исторической реконструкции культуры раннего средневековья «Хельга 2010»


Даты: 22-25 июля 2010 года.
Место: Село Выбуты(15 км от Пскова), Псковская область, Российская Федерация.
Количество участников: ориентировочно 150.
Тема фестиваля: Русь, Скандинавия и их соседи, IX-XI вв.
(Подробнее о фестивале здесь...)
big_face

Из истории понятия государства

Понятие государства в четырех языках: Сб. статей / Под ред. О. Хархордина. СПб.: Европейский университет в Санкт-Петербурге / М.: Летний сад, 2002. 218 с.

Сборник открывается классической статьей Квентина Скиннера «The State» (1989). Пытаясь зафиксировать момент возникновения современного понятия о государстве, Скиннер обнаруживает, что латинское слово status, наряду с такими эквивалентами из национальных языков, как estat, stato и state, становится общеупотребительным в разнообразных политических контекстах где-то начиная с XIV века. Однако в этот начальный период данные слова используются главным образом для указания на состояние величия, высокого положения, достоинства и величавости (стати) самих правителей. В основе предположения, что королям «принадлежит» особое свойство величия или достоинства, лежало господствующее тогда убеждение, что верховная власть тесно связана с наглядным поведением, а физическое присутствие величия само по себе обладает повелевающей силой. К концу XIV века термин status начинает активно использоваться также и для указания на состояние или положение королевства или республики. Идеал поддержания bonus или даже optimus status reipublicae был римским по происхождению и подразумевал диктат правосудия ради достижения общего блага.

Collapse )

Презентация нового выпуска Французского ежегодника


Вот такая инфо (может, кто заинтересуется):

В среду 23 сентября в 15 часов Франко-российский центр общественных и гуманитарных наук проводит презентацию «Французского ежегодника 2009».
В презентации планируется участие членов редакционного совета «Французского ежегодника»: главного редактора издания д.и.н. А.В. Чудинова, заместителя главного редактора к.и.н. Д.Ю. Бовыкина, члена-корреспондента РАН П.Ю. Уварова, д.и.н. П.П. Черкасова.

Участники презентации подведут итоги десятилетия существования «обновленного» ежегодника и попытаются ответить на вопрос о его дальнейшей судьбе в условиях экономического кризиса.

Презентация состоится в малом-конференц-зале Института научной информации по общественным наукам РАН (2-й этаж).

Вход свободный.

Проезд: м. «Профсоюзная», Нахимовский проспект, 51/21, ИНИОН РАН.

С оглавлением и вступительной статьей ФЕ 2009 можно ознакомиться на официальном сайте издания: http://annuaire-fr.narod.ru/  

Конечно, там не так часто публикуются статьи по истории средних веков...Но, возможно, все впереди)))
Революція гідності

Пейре-Раймонд из Сен-Папуль


Пейре Раймонд из Сен-Папуль и последнее катарское сопротивление (1290-1310)

 

Вступление

 

            Под конец XIII века, через пятьдесят лет после Монсегюра, после того, как родилось несколько поколений, переживших систематические преследования (крестовый поход, Инквизиция), в контексте великих геополитических потрясений, приведших к подчинению Лангедока монархическим порядкам, катаризм, казалось, умирал в Окситании.

          

 

Collapse )Collapse )

[4]Сulpa Пейре Бертрана, ткача из Кассес, in ibid., p. 185.

[5]Сulpaе Гийома Фалькета и  Раймонда из Верден, in ibid., pр. 13-15.

</div></div></div></div>Пейре-Раймонд из Сен-Папуль. Продолжение
Пейре-Раймонд из Сен-Папуль. Окончание

Кодекс чести рыцарей



Кодекс чести рыцарей

Мы уже переходим от внешних данных рыцаря к его менталитету, и поэтому вполне
уместно вернуться к рыцарским заповедям. В «Ордене рыцарства» мы насчитали их
четыре; более поздний источник увеличил их число до десяти; вот они:
 
 1. Нельзя быть рыцарем, не будучи крещёным.
 2. Главная забота рыцаря — охранять церковь.
 3. Не менее важно защищать слабых, вдов и сирот.
 4. Весь путь рыцаря освящён любовью к Родине.
 5. На этом пути он должен быть неизменно мужественным.
 6. Он обязан бороться с неверными, врагами Церкви и Родины.
 7. Долг рыцаря — верность сеньору.
 8. Рыцарь обязан говорить правду и держать слово.
 9. Ничто так не украшает рыцаря, как щедрость.
10. Рыцарь неизменно обязан бороться со злом, защищая добро.
 
Хотя этой классификации и присуща некоторая искусственность, в целом она довольно
точно отражает комплекс качеств и тенденций, характерных для правоверного рыцаря.
И всё же, это не более чем благие пожелания.

Источник

Народное сопротивление в докапиталистических обществах

При рыночном хозяйстве, которое господствовало в эпоху Римской Империи, потребность эксплуататора в деньгах безгранична, поэтому норма эксплуатации стремится к бесконечности. При натуральном хозяйстве эксплуататор довольствуется удовлетворением своих потребностей и потребностей своей челяди, а даже самый прожорливый рыцарь не мог в один присест съедать три пуда мяса, запивая его сорокаведерной бочкой вина. Формула, что крестьянин пашет землю, рыцарь его защищает, а священник молится, была в раннее средневековье не лицемерием, а идеализированным выражением реального положения дел (социальная функция священника заключалась в идеологическом скреплении единства общества, в сохранении и передаче разнообразных знаний, в дипломатическом посредничестве при междоусобных войнах и т.п.). Вряд ли французский или русский крестьянин отдавал Роланду или Илье Муромцу часть произведенного своим трудом продукта с великой охотой, но пока он знал, что в противном случае придет сарацин или половец и заберет весь продукт, а заодно и самого крестьянина в рабство, принципиальных возражений это не вызывало (подъем феодализма в Западной Европе приходится на 8 - 10 века - эпоху непрерывных арабских, норманнских и венгерских набегов, феодальные замки сперва являлись для крестьян местом убежища в случае норманнского набега, рыцарь - защитником). Пока рыцарь делал свое дело и не злоупотреблял поборами, не стал чистым социальным паразитом, крестьянин был готов терпеть его (Жакерия 1358г. означала конец подобной ситуации. За два года до нее французское рыцарское войско бездарно проиграло англичанам битву при Пуатье, допустив пленение французского короля. После разгрома при Пуатье французское рыцарство превратилось в шайки мародеров, грабивших всех подряд. После этого крестьяне поняли, что класс феодалов перестал выполнять общественную функцию, оправдывавшую его существование, и что крестьянам нужно защищать себя самим).

Кроме всего прочего, в раннее средневековье в Западной Европе было много невозделанной земли, куда можно было в случае недовольства помещиком уйти, с 11 же века, когда свободная земля исчезает, появляется возможность уйти в города или в крестовые походы, что еще на два века создает предохранительные клапаны против крестьянского повстанчества, которое развивается в Западной Европе лишь в 13 - 14 веках.

 Continue reading “Народное сопротивление в докапиталистических обществах.”